Предметно-развивающую среду детского сада строим в контексте ФГТ

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс воспитания, как организовано пространство, в котором растет и совершенствуется ребенок, в каком окружении он находится. В детском саду воспитатель во многом несет ответственность за качество окружающей среды. В соответствии с федеральными государственными требованиями, весь воспитательно-образовательный процесс в группе строится из 2 моделей организации: совместная деятельность взрослого и ребенка и самостоятельная деятельность ребенка.  Для самостоятельной деятельности ребенка мы должны создать актуальную предметно-развивающую среду, соответствующую психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемым к ее построению. В ходе изучения федеральных государственных требований наш педагогический коллектив подробно рассмотрел вопросы по оформлению всех возрастных групп. Мы изучили предлагаемый примерный перечень игрового оборудования. Конечно в связи с недостаточным финансированием образовательного учреждения, нам трудно выполнить все требования по данному перечню. Детский сад стремится к пополнению предметно-развивающей среды в группах, участвуя в различных конкурсах и мероприятиях. В 2012году: муниципальный конкурс «Да будет свет!»-4 тыс. руб., грант главы администрации города -15тыс.руб, муниципальный этап республиканского конкурса «Светофорик» -5 тыс. руб. Нужно отметить, что большую помощь в приобретении игрового оборудования оказывают родители воспитанников. К началу нового учебного года мы постарались приобрести для группы  дидактические игры, куклы, машины, конструктор и игровую мебель.

           Особая роль в организации детской деятельности отводится игре.  Мы с вами знаем, что на пятом году жизни у ребенка активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создания ниш для уединения малых групп, конструирования своего игрового мира в пределах замкнутого пространства. Для реализации основного вида детской деятельности в нашей группе предусмотрены дидактические игры: лото, домино, настольно-печатные, кубики, мозайка, конструкторы «Лего»,игры-шнуровки, сюжетно-ролевые игры:»Дочки-матери», «доктор Айболит», «Моряки», «Хозяюшка», домашний театр, детские книги по программе и др.

         В условиях ФГТ четкого зонирования в группе не предусматривается, т.е вся предметно-развивающая среда в группе должна быть способна трансформироваться в любое время по необходимости. В этом отношении мы испытываем некоторые трудности, т.к. по типовому проекту в нашем детском саду в дошкольных группах не предусмотрены спальни и имеющиеся у нас трех-ярусные кровати мы можем расположить в небольших вариантах. Но даже несмотря на это, мы пытаемся менять и перестраивать игровое оборудование в группе для решения образовательных задач. Здесь наша позиция, как воспитателя, при организации развивающей среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворяя его потребности и желания. Если мы отвели место ребенку, обеспечили его предметами и игрушками - о развитии своего мышления ребенок позаботится сам. Он и экспериментатор, и изобретатель, поэтому наше дело – предоставить ему в распоряжение лабораторию или, если понадобится другое оборудование. Среда развития ребенка должна побуждать и к двигательной деятельности, создавать условия для подвижной деятельности. В группе имеется  физкультурное оборудование: мячи, скакалки, обручи, различные массажные коврики, кольцебросы и др. Кроме того, у ребят есть возможность заниматься в физкультурном зале, оснащенным необходимым физкультурным оборудованием и инвентарем.

           Таким образом, создавая правильную предметно-развивающую среду в группе, мы стремимся предоставить каждому ребенку занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.